Себриан, Педро
Педро Себриан-и-Агустин (исп. Pedro Cebrián y Agustín; 30 апреля 1687, Лусени — 22 августа 1752, Мадрид), 5-й граф де Фуэнклара — испанский придворный и дипломат, вице-король Новой Испании.
Педро Себриан | |
---|---|
исп. Pedro Cebrián | |
1742 — 1746 | |
Предшественник | Педро де Кастро Фигероа-и-Саласар |
Преемник | Хуан Франсиско де Гуэмес |
Рождение |
30 апреля 1687(1687-04-30) Лусени |
Смерть |
22 августа 1752(1752-08-22) (65 лет) Мадрид |
Имя при рождении | исп. Pedro de Cebrián y Agustín |
Отец | Хосе Себриан-и-Алагон |
Мать | Лоренса Агустин Мартинес де Марсилья |
Награды | |
Медиафайлы на Викискладе |
БиографияПравить
Сын Хосе Себриана-и-Алагона, 4-го графа де Фуэнклара, и Лоренсы Агустин Мартинес де Марсильи.
Во время войны за Испанское наследство Педро Себриан служил за свой счет в королевской армии при осаде Барселоны (1706). Преданность его дома делу Бурбонов побудила Секвестровую хунту эрцгерцога Карлоса конфисковать имущество его отца.
Служебная карьера Себриана началась в 1725 году, когда Филипп V в знак признания заслуг его тестя маркиза де Кастелара, назначил Педро на сверхштатную должность в Финансовом совете. В 1726 году он унаследовал титул графа Фуэнклары. В 1728 году стал рыцарем ордена Алькантары с энкомьендой Лас-Пуэблас.
В 1734—1740 годах выполнял дипломатические миссии: был послом в Венеции, Вене, Дрездене и Неаполе. С венецианцами Себриан договорился о нейтралитете республики в войне за Польское наследство, в Австрии безуспешно пытался договориться о браке Карла III Неаполитанского с одной из эрцгерцогинь, а в Саксонии переговоры о женитьбе Карла на принцессе Марии Амалии прошли удачно. В награду Себриан был пожалован в рыцари ордена Золотого руна, инсигнии которого были ему переданы в 1738 году в Неаполе, и там же в следующем году он стал рыцарем ордена Святого Януария.
В 1739 году Филипп V назначил его главным майордомом и старшим конюшим своего сына инфанта Филиппа, герцога Пармского. По возвращении в Мадрид (1740) граф отправился в Ла-Гранху, чтобы просить монарха о назначении старшим майордомом королевы, надеясь поправить свои дела благодаря положенному на этом посту жалованию. Должности он не получил, но вскоре был возведен в достоинство гранда Испании 1-го класса.
В феврале 1742 года граф де Фуэнклара был назначен вице-королем Новой Испании и президентом королевских аудиенсий Мехико и Гвадалахары. В условиях войны с Англией королевское распоряжение от 10 декабря 1739 позволяло ему использовать любую сумму из налогов Новой Испании, включая ренту Булы и Священного крестового похода, и часть доходов Мексиканского монетного двора в условиях чрезвычайной военной угрозы на месте или отправить эти средства в метрополию, чтобы уменьшить дефицит казначейства.
Путешествие в Америку было осуществлено в условиях строгой секретности. Наместник отбыл в июле 1742 из гавани Рошфора на французском фрегате «Дельфин», не беря с собой семью. В октябре он прибыл в Веракрус и 3 ноября был в мексиканской столице, где официально вступил в должность 16 января следующего года.
Испанские колонии испытывали значительные финансовые затруднения, и положение заметно ухудшилось в период войны. Вместе с губернаторами Кампече и Гаваны (Сальседо и Гуэмесом) граф де Фуэнклара спланировал экспедицию против английских владений в Центральной Америке (Белиз, Роатан) для борьбы с пиратством.
Близость Ямайки и недавние нападения адмирала Вернона на Портобелло и Картахену заставили вице-короля сосредоточить внимание на Веракрусе. В 1743 году коммодор Энсон на судне «Центурион» захватил манильский галеон «Нуэстра Сеньора де Ковадонга», вышедший из Акапулько под командованием генерала Херонимо Монтеро. Добыча англичан только наличными составила 1 313 843 песо в чеканном серебре и 4 463 марки в слитках. Вице-короля и правительство обвиняли в пренебрежении мерами безопасности, поскольку корабль с ценным грузом в военное время шел без сопровождения. Торговля с Филиппинами была прервана до нового распоряжения из метрополии. Из-за угрозы английскмх каперов в 1746 году несколько филиппинских кораблей были оставлены в Матанчеле, где вместо Акапулько проводилась ярмарка.
Перерыв коммуникаций между Индиями и Испанией привел к дефициту товаров и росту цен. Убыль населения из-за эпидемий прошлых лет еще более увеличила экономический дисбаланс. Вице-король пытался найти компромисс между интересами испанских и мексиканских купцов, установив правила продажи товаров и определив город Халапу в качестве резиденции грузоотправителей и торговцев.
Из-за недостатка ртути для эксплуатации рудников, наместник приказал провести испытания на ртутных месторождениях, недавно обнаруженных в Темаскальтепеке (Куэрнавака). За четыре года его правления было добыто серебра на сумму 5 754 000 марок.
В ходе предпринятого по инициативе маркиза де ла Энсенады восстановления военно-морского флота верфи Гаваны получили двести тысяч песо для строительства пяти кораблей. Продолжались открытия и завоевания новых территорий (Калифорния, Нью-Мексико, прибрежные острова Южного моря). В свое время полковник Хосе де Эскандон совершил несколько походов в Сьерра-Горда, оплот враждебных индейцев недалеко от Керетаро, где восстановил и заново основал восемь миссий (Хальпа, Конка, Гуадалупе). Фуэнклара первоначально не поддерживал планы Эскандона по умиротворению внутренних районов Мексики, но затем одобрил проект, завершившийся при его преемнике основанием колонии Нуэво-Сантандер (Тамаулипас).
Для выполнения указа 1741 года о сборе известий об испанских владениях в Америке наместник заказал соответствующие отчеты у хрониста Хуана Франсиско Саагуна и бухгалтера Хосе Антонио де Вильясеньора, который провел статистическое исследование, опубликованное в его работе «Американский театр» (1746).
В августе 1744 года в Пуэбла-де-лос-Анхелес началось народное движение, вызванное злоупотреблениями со стороны мэра этого города Мигеля Романа, недовольством высокими налогами и спором из-за канонизации прежнего епископа Хуана де Палафокса. Фуэнклара послал войска на подавление восстания, одновременно поручив судье Валькарселю провести расследование и наказать виновных.
В санитарных целях мексиканская столица была разделена на четыре района, руководители которых должны были осуществлять очистку и заниматься мощением улиц. Своему заместителю Хосе Давалосу вице-король поручил восстановить акведук, по которому из Чапультепека в столицу шла вода, а расходы на ремонт покрывались из налога на бренди, вино и уксус, ввозившихся в город. Были построены новые мосты и отремонтированы дороги, что облегчило коммерческое сообщение.
В его правление буллой Бенедикта XIV (1743) епархия Гватемалы была возведена в архиепископство, а в 1745 году в Мехико был основан женский монастырь Санта-Бригида.
Среди событий наместничества Себриана большой резонанс приобрело дело итальянского путешественника Лоренцо Ботурини, решение по которому принималось при личном участии вице-короля.
На своем посту граф де Фуэнклара рассчитывал на покровительство брата своего тестя, влиятельного Хосе Патиньо, и министра Хосе дель Кампильо. Когда тот умер, его преемник маркиз де ла Энсенада приказал провести тайное расследование слухов о злоупотреблениях вице-короля и его администрации (1744). Проверка не дала однозначного результата, но Педро, разочарованный недоверием, в марте 1745 подал в отставку по состоянию здоровья. В ноябре его отставка была принята, и 7 июля 1746 Себриан сдал дела своему преемнику Хуану Франсиско де Гуэмесу, до этого бывшему губернатором и генерал-капитаном Гаваны.
Фуэнкларе было разрешено вернуться в Испанию, но против него были выдвинуты обвинения, в том числе в разрешении азартных игр в Королевском дворце, что привело к разорению многих семей. Его средства были конфискованы, но затем Совет Индии снял свои претензии.
Возвращение на родину также происходило в условиях секретности. 2 сентября Себриан отбыл в Гавану на военном судне «Ла-Рейна», а на Кубе сел на фрегат «Эль-Камелло», направлявшийся в один из испанских портов. В Испании он воссоединился с семьей, проведя последние годы жизни в Мадриде в особняке, который он купил у семьи Энрикес де Гусман. Он был крестным отцом у своего шурина, маркиза де Кастелара.
Был погребен в мадридской церкви Монтсеррат.
СемьяПравить
Жена (1716): Мария Тереса Патиньо Аттендоло, дочь Бальтасара Патиньо-и-Росалеса, 1-го маркиза Кастелара, и Ипполиты Болоньини Аттендоло
Дочь:
- Мария Иполита (р. 1718), 6-я графиня де Фуэнклара. Муж (1737): Антонио Феликс де Сильва (ум. 1779), полковник Королевского кавалерийского полка
В июне 1751 граф основал майорат, объявив свою дочь Марию Иполиту, придворную даму королевы Марии Амалии, наследницей, к которой также перешел отцовский титул.
ЛитератураПравить
- Pinedo y Salazar J. de. Historia de la Insigne Orden del Toisón de Oro. T. I. — Madrid: Imprenta Real, 1787., p. 513—514
СсылкиПравить
- Ascensión Baeza Martín. Pedro Cebrián y Agustín (исп.). Real Academia de la Historia. Дата обращения: 3 апреля 2021.